(материал для губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко)

Как и во всей России жилищно-коммунальное хозяйство Санкт-Петербурга находится в запущенном и, можно сказать, кризисном состоянии. Наиболее острым в настоящее время становятся вопрос не количества, а состояния жилфонда и его инженерного оборудования. Финансирование затрат на капитальный ремонт жилья сегодня составляет всего 6 % от потребности. Не покрываемый привлечением внебюджетных инвестиций дефицит бюджетных средств приводит к все возрастающему объему изношенного жилого фонда, Если исходить из необходимости капитального ремонта хотя бы раз в 30 лет, то в настоящее время уже более половины городского фонда города 50 млн. кв. м нуждается в капитальном ремонте. 33 % жилого фонда и значительная часть принадлежащих городу объектов социальной инфраструктуры находятся в состоянии «ниже допустимых стандартов». Ремонтопригодность около 15 % фонда находится под вопросом. В течение срока 15 лет 15-20 млн. кв. м жилфонда может быть выведено из использования, и этот объем убыли жилищного фонда трудно компенсировать вводом нового жилья. 3100 квартир находятся в аварийном состоянии, 300 тысяч семей стоят практически без движения, на городской очереди, 150 тыс. очередников живут в коммунальных квартирах.

Для того чтобы ликвидировать городскую очередь, необходимо раздать 16 млн. кв. м. жилья.

В настоящее время системы инженерного обеспечения жилья работают ненадежно, что обусловлено высокой степенью их износа, и срочно требуется их реконструкция и техническое перевооружение.

По данным Комитета энергетики и инженерного обеспечения, необходимо реконструировать 22% тепловых, 47% водопроводных, 16% газовых и 25% канализационных сетей.

Население города в ближайшие 10-15 лет перестанет сокращаться и стабилизируется на уровне 4,6 — 4,7 мил. Для того чтобы создать нормальные, «среднеевропейские» условия жизни населению Петербурга, надо увеличить жилой фонд города с 97,5 млн. м. кв. до 150 млн. м. кв. При этом надо предоставить петербуржцам максимально возможный выбор как места проживания, так и типа жилья. Эта задача не может быть решена без реконструкции существующего жилья.

Принцип «Развитие путем реконструкции» а не путем освоения новых территории ближайшие 20 лет должен стать ведущим.

Современная практика застройки свободных участков в сложившихся жилых районах без реконструкции жилых кварталов в целом, безусловно, порочна, и не только потому, что это вызывает естественный протест жителей, но и потому, что в дальнейшем это затруднит реконструкцию жилого квартала в целом. Так как для того, чтобы начать реконструкцию жилого квартала, первый дом, в который должны переселиться жители домов последней очереди реконструкции, должен быть построен на свободном участке.
Проект реконструкции жилого квартала должен делаться для его жителей и решать все вопросы, в том числе и удовлетворить стоящих на очереди в вопросах социального обслуживания, инженерного обеспечения и благоустройства территории. При этом, если мы хотим сохранить население квартала, то мы должны увеличить его жилой фонд на 50 %. И так, квартал за кварталом, необходимо реконструировать весь жилой фонд.

Реконструкции могут быть подвергнуты и коллективные сады, находящиеся в пределах Санкт-Петербурга. Надо предоставить возможность владельцам участков коллективных садов строить на них нормальные жилые дома и постепенно превращать коллективные сады в обычные поселения с детскими садами, школами и т.д.

Санкт-Петербург, в противоположность Москве, может предоставить своим жителям возможность жить в индивидуальных домах и предоставить в пределах своих границ 200 тысяч участков для индивидуального жилищного строительства.

В принципе, жилья социального качества в Петербурге предостаточно — это вся застройка 50-х — 90-х годов и коммерчески не востребованное жилье в центре города. Этот жилой фонд надо привести в порядок: отремонтировать и за счет него удовлетворить потребность в жилье стоящих на городской очереди. Новое жилище рационально возводить, в основном, коммерческого характера.

Чтобы перейти на реконструктивный способ поведения, необходимо создать соответствующую правовую базу, а также обеспечить организационные и финансовые условия для подобной деятельности. И этим надо заняться уже сейчас, сегодня.

Цели
Санкт-Петербург должен стать городом, привлекательным для созидательной интеллектуальной, творческой деятельности, удобным и здоровым для проживания в нем, для создания семьи и воспитания детей.

Санкт-Петербург должен занять свое достойное место в мире как региональный европейский центр, «Центр Балтии» и укрепить свои позиции культурной столицы России и центра Северо-Западного региона.